Экспериментальные разработки в генной терапии гемофилии дали многообещающие результаты. Но новые лекарства не убедили некоторых пациентов, что одержана окончательная победа.

Учёные приближаются к победе над гемофилией

После десятилетий разработки генной терапии гемофилии исследователи наконец-то добились успеха. В недавних экспериментах внутривенные инъекции новых препаратов избавили пациентов от заболевания, которое омрачало их жизнь.

Были и неудачи, разочарования. Недавно, в частности, стало известно, что в одном из клинических испытаний генная терапия перестала работать у двух из двенадцати пациентов. Но общее направление задано. Ожидается, что новые методы лечения станут активно применяться уже в ближайшие годы. Никто не говорит, что гемофилию излечат. В настоящее время генная терапия, использующая вирусы для доставки генов в клетки, может применяться только один раз. Если она перестанет работать, болезнь снова вернётся.

«На данный момент мы надеемся, что достаточно будет одного курса лечения», – говорит доктор Стивен Пайп, директор программы по проблемам гемофилии и коагуляции крови при Мичиганском университете, ведущий исследователь биотехнологической компании BioMarin.

Метод лечения нов, и пока трудно сказать что-то определённое на счёт долговременных перспектив. Но для немногих пациентов, которые участвовали в клинических испытаниях, жизнь после лечения радикально преобразилась, что стало для них настоящим шоком.

Цель генной терапии – уменьшить или устранить потребность пациента в инъекциях, уменьшить количество кровотечений. Гены встраиваются разные, что зависит от типа гемофилии. При гемофилии А имеется мутация в гене фактора свертываемости VIII, при гемофилии В – в гене фактора IX. Хотя симптомы одинаковы для обеих типов заболевания, гемофилия А более распространена.

Несколько биотехнологических компаний спешат выпустить на рынок своё лекарство. Spark, предоставляющий генную терапию для гемофилии В, и BioMarin, занимающийся гемофилией А, проводят масштабные клинические испытания и находятся сейчас на заключительной стадии. В разработке препарата от Spark принимает участие Pfizer.

Результаты испытаний этих двух компаний неидентичны. Пациенты компании BioMarin с гемофилией А в ходе испытаний в среднем приобретали нормальный или выше нормального уровень фактора VIII. Но вот на второй год испытаний уровень снизился до медианного (46%). И пока непонятно, почему это произошло.

Что же касается пациентов Spark с гемофилией В, то в ходе испытаний их уровень фактора достиг отметки в 35% от нормального. Этот уровень оставался неизменным в течение двух лет испытаний.

В обоих случаях уровень фактора достаточен для нормального свертывания крови. Пациенты, долгие годы мечтавшие об эффективном лечении, пытаются приспособиться к новообретённой свободе.

Джон Бриссетт – 39-летний компьютерный дизайнер, у него гемофилия А. Последнюю инъекцию нового препарата он получил 19 апреля, после чего уровень фактора в крови Джона поднялся до 30% от нормы. Этот показатель держится до сих пор.

«У меня не было ни одного синяка или кровотечения», – сказал Джон Бриссетт.

Изначально гемофилия казалась идеальной болезнью для генной терапии. Исследователи знали, какие гены нужно встраивать в клетки печени пациентов. Первые успехи были достигнуты ещё в 1980-х. Но исследования шли непросто, и первый положительный результат был отмечен всего десять лет назад учёными из Университетского колледжа в Лондоне. Они лечили пациентов с гемофилией В и сумели увеличить уровень фактора в их крови с 2 до 6% от нормы. У этих пациентов уровень фактора в крови до сих пор не изменился в худшую сторону.

Затем учёных ждала неожиданная удача. В Падуе (Италия) отыскался человек с мутацией, которая заставляла клетки вырабатывать фактора IX в 12 раз больше, чем нужно.  Исследователи поняли, что могут превратить мутировавший ген в вирус и использовать его, чтобы встраивать в клетки пациентов с гемофилией В.

«Мы уменьшили дозу в четыре раза, – говорит доктор Кэти Хай, гематолог, президент Spark. – Нашим первым пациентом была 23-летняя медсестра. Ее уровень фактора IX вырос примерно до 30% и оставался таким в течение двух лет. Ей не нужно вводить фактор, у неё не было кровотечений».

Но лечение гемофилии А заметно сложнее. Вирусы, используемые для переноса модифицированных генов в клетки пациентов, называются адено-ассоциированными вирусами. Они не могут переносить большой ген, а ген фактора VIII, необходимый для лечения гемофилии А, огромен. После 15 лет усилий исследователи наконец-то смогли уменьшить ген до нужного размера, отрезая нефункциональные части. Теперь уровень свертываемости крови у людей с гемофилией А можно повысить до 6% от среднего.

«Результаты, о которых сообщается сейчас, раньше казались невообразимыми», – заявил Марк Скиннер из Всемирной федерации гемофилии.

 

Источник: nytimes.com

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Зв’язок
close slider

Ви можете залишити нам повідомлення, заповнивши наступну форму:


Спеціаліст відділення гематології


З радістью відповість на ваші запитання